Дальность метания мяча спортсменом. Метание мяча на дальность. Что необходимо учитывать при броске


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Лидер-2»

Находкинского городского округа

« МЕТАНИЕ МАЛОГО МЯЧА »

Учитель физической культуры:

Малахова Ирина Владимировна

Находка 2016г.

На скульптурах древних греков, на фресках времен Римской империи и даже на наскальных рисунках первобытных племен, изображены воины или охотники, бегущие с поднятым для броска копьем. В былые времена умение метать копье приравнивалось к умению выживать почти у всех населявших планету племен. Сейчас оно потеряло свою актуальность, но метание мяча – обязательный навык для любого человека. Ведь именно метание позволяет нам развить координацию движений, почувствовать все группы мышц и научиться правильно распределять усилия.

Казалось бы, простая задача: бросить мяч как можно дальше, или попасть в цель, которая находится на приличном расстоянии. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что только обучение технике метания мяча дает нам результат. Без тренировок самое "простое", что может произойти – это вывих плечевого сустава или растяжение связок голеностопа. Ведь нужно понять, как скоординировать движения рук и ног, чтобы получить достойный результат. Поэтому метание мяча почти в игровой форме помогает нам лучше понять свое тело, научиться им управлять и, конечно, укрепить мышцы: рук, ног, туловища.

Вес и диаметр мячей, используемых во время обучения и тренировки, могут быть разными. На соревнованиях используются мячи весом 150 г и диаметром от 5,8 до 6,2 см.

Метание мяча выполняется с места и разбега в коридор шириной 10 м от криволинейной планки длиной 3,66 м. Метание мяча состоит из разбега, отвода снаряда, броска (финальное усилие) и торможения перед планкой. Выполняя метания, необходимо соблюдать общие для всех видов метаний правил выхода на оптимальную скорость движений в разбеге, скока, поворотах, а также создание как можно более длительного пути приложения усилий к снаряду и выпуска его по наиболее оптимальной траектории.

Мяч удерживается фалангами пальцев метательной руки. Три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис.1).

Рис. 1 Способ держания мяча.

Разбег . Первая (предварительная) фаза разбега начинается из исходного положения до контрольной отметки, которая подбирается индивидуально. Задача этой части разбега - сообщить системе «метатель-снаряд» первоначальную скорость, в результате чего она приобретает определенное количество движения, и точно попасть ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом с оптимальной скоростью, его длина преодолевается за 6 -12 беговых шагов.

Вторая (заключительная) фаза разбега , которая также подбирается индивидуально и зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска, начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие. Задача этой фазы состоит в отведении снаряда для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги данной части разбега называются бросковыми. Их количество зависит от способа отведения снаряда и колеблется в диапазоне 4ч- 6 шагов. При этом, используя четное количество шагов, метатель должен попасть на контрольную отметку левой ногой, нечетное количество - правой (анализ техники будет проводиться для тех, кто метает мяч правой рукой).

В спортивной практике используются различные варианты отведения снаряда при выполнении бросковых шагов («прямо-назад», «дугой вперед-вниз-назад», «дугой вверх-назад» и другие). Наиболее простым и широко распространенным способом, изложенным при анализе техники, которым пользуются большинство метателей, считается отведение «прямо-назад». Оно осуществляется на четыре бросковых шага.

Попадая на контрольную отметку левой ногой, метатель безостановочно выполняет первый шаг правой. Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед.

Второй шаг, выполненный левой ногой, сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до угла 90° от и. п. и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается направо, примерно на 45°. Кисть руки со снарядом располагается немного выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который сохраняется в дальнейших движениях. Для поддержания скорости рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается процесс отведения снаряда.

Третий шаг называется скрестным. Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная его задача заключается в осуществлении «обгона» снаряда и своевременном выносе левой ноги вперед при постановке правой на опору. Скрестный шаг выполняется путем активного сведения бедер и проталкивания левой ногой, что придает дополнительное ускорение нижним звеньям тела метателя и выводит ось таза вперед по отношению к оси плеч. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется предварительное натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии. Туловище при выполнении данного шага отклоняется назад, и плечи увеличивают поворот вправо. Заканчивая скрестный шаг, стопа правой ноги ставится с внешнего свода на пятку с последующим перекатом на носок.

Левая нога в этот момент после быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и завершает разбег {шаг четвертый).

При осуществлении бросковых шагов очень важно соблюдать ритм их выполнения с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.

Рис. 2 Техника метания мяча.

Финальное усилие . Финальное усилие начинается с момента прохождения проекции ОЦМТ ( общий центр массы тела ) через точку опоры. В этой фазе метатель пытается, используя скорость разбега, влиять на снаряд с наибольшей силой за длинным путем, чтобы выпустить его с максимальной скоростью под оптимальным углом (40 °). Положение тела, с которого начинается финальное усилие, выглядит так: вес метателя находится на согнутой правой ноге (угол сгиба в коленном суставе становить122-145°), туловище наклонено в противоположную сторону. В противоположность этому левая нога выведена в сторону метания, ось плеч и снаряда расположены по линии разбега, правая и левая рука на линии плеч, метатель держит снаряд в направлении броска, взгляд направлен в сторону метания.

В результате активного разгибания и поворота внутрь правой ноги усиливается поворот и вывода таза, в связи с чем растягиваются мышцы верхней части туловища и метательной руки, которые отстают в своем движении. Еще до постановки левой ноги происходит мгновенное выведение правой руки на бросок («захват» снаряда) путем поворота правой, слегка согнутой руки наружу и левой внутрь. С постановкой левой ноги, несколько левее направления предыдущих шагов (на 20-40 см и под углом 14-38 ° относительно вертикали) увеличивается поступательное и вертикальная скорость движения плечевого пояса. Метатель переходит в положение «натянутого лука». Завершается метания хлестоподобным рывком рукой, разгибанием левой ноги и перестановкой ног прыжком для торможения поступательной скорости.

Угол вылета мяча составляет примерно 40 °.

Характерные черты метания малого мяча:

1. Обычно мяч весит - 150 г, диаметр - 6 см.

2. Мячик удерживается тремя пальцами, а большой и мизинец поддерживают его по бокам.

3. Метание осуществляется в коридор шириной 10 м, от криволинейной линии длиной 3,66 м.

4. Длина разбега 20-35 м (10-14 беговых шагов); предыдущая часть 15-23 м; заключительная 8-14 г.

5. Скорость разбега 7-8 м /с.

6. Количество бросковых шагов 4-6, длина скрестный шага 200-280 см.

7. Способ отвода - дугой вперед, вниз, назад.

8. Угол вылета 40 °.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений. Данные упражнения направлены на развитие соответствующих двигательных качеств и овладение основными закономерностями метательных движений, без которых обучение технике метания будет затруднительно.

Надо помнить, что метание мяча осваивается успешнее теми людьми, у которых хорошая подвижность в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, лучше развиты скоростно-силовые качества, хорошие координационные способности.

В результате проведенной подготовки создаются необходимые предпосылки к обучению и начинается целенаправленное изучение техники метания.

Задача 1. Создать представление о технике метания малого мяча.

Средства.

    краткий рассказ об основных закономерностях движений и технике метания малого мяча, показ наглядных пособий;

    демонстрация техники метания малого мяча с места в цель и с разбега на дальность;

    ознакомление с правилами соревнований по метанию малого мяча.

Методические указания : при объяснении и показе обратить внимание на ведущие элементы техники, отметить особенность целевых установок в бросках на точность и на дальность.

Задача 2. Обучить держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча.

Средства .

    выполнение хвата малого мяча;

    метание мяча перед собой в пол активным движением кисти из исходного положения (и.п.) рука прямая впереди;

    то же, но метание хлестообразным движением предплечья и кисти;

    то же, но в и. п. мяч в поднятой вверх руке, а хлестообразное движение начинается после активного выведения локтя вперед с последующей резкой его остановкой;

    метание мяча вперед-вверх двумя руками из-за головы, стоя в и.п. ноги врозь на ширине плеч;

    то же из и.п. левая нога впереди, правая сзади на носке;

    то же, но метание одной рукой в вертикальную цель, другая рука в и.п. согнута в локтевом суставе и находится перед собой;

    метание мяча вперед-вверх из и. п. стоя левым боком по отношению броску, рука со снарядом выпрямлена и отведена назад левая рука перед собой, вес тела над слегка согнутой правой ногой, туловище умеренно отклонено назад;

    то же, но броски выполнять в вертикальные и горизонтальные цели;

    метание мяча после постановки левой ноги из и. п. стоя левым боком по отношению броска на согнутой правой и приподнятой левой ноге с отведенным снарядом.

Методические указания , в качестве инвентаря следует использовать теннисные мячи. Бросковые упражнения с ними можно выполнять в парах, с их ловлей партнерами. Направление бросков из-за головы рекомендуется изменять в определенной последовательности: «вперед-вниз», «прямо-вперед», «вперед-вверх». Для точности движения целесообразно варьировать направление броска: в стену, с отскоком о пол и стену, другие сочетания с последующей ловлей мяча. При метании двумя или одной рукой из-за головы, когда левая нога располагается впереди носком внутрь, замах надо выполнять с прогибом туловища и максимальным отведением мяча назад с одновременным перемещением веса тела на правую ногу. Левая нога при этом остается впереди на расстоянии 3-4 стоп от правой. Финальное усилие нужно проводить грудью (локти или локоть метающей руки направлены вперед) после разгибания правой ноги и выведения таза вперед, а выпуск снаряда заканчивать хлестообразным движением предплечья и кисти, упираясь в прямую левую ногу. Броски следует чередовать с имитационными движениями. Имитацию перехода в положение «натянутого лука» можно выполнять, используя захват за резиновый амортизатор, укрепленный на уровне плеча, или при помощи партнера, направляющего движение правой руки. Упражнение с постановкой левой ноги должно выполняться слитно с броском и начинаться с выведения правого колена и одноименной части таза вперед до постановки левой ноги на опору. Вертикальные мишени при бросках в цель устанавливаются на высоте 2-3 м. Расстояние до горизонтальных и вертикальных мишеней варьирует.

Задача 3. Обучить технике отведения малого мяча «прямо-назад» при выполнении разбега.

Средства:

    отведение мяча на месте с имитацией броска;

    отведение мяча в ходьбе и беге без броска;

    бег скрестными шагами с отведенным снарядом без броска;

    бег 20-30 м, рука со снарядом над плечом.

Методические указания . Имитационные упражнения и упражнения без броска следует выполнять под счет. Так, при отведении на месте из и. п. левая нога впереди, рука со снарядом над плечом, на счет «раз» плечи поворачиваются вправо, левая рука выводится локтем вперед, правая нога сгибается. На счет «два» рука с мячом отводится назад. На счет «три», разгибая правую ногу, поворачиваясь грудью вперед и выводя руку с мячом локтем вперед-вверх, метатель занимает положение «натянутого лука». На счет «четыре» имитируется рывок. После раздельного выполнения эти движения осуществляются слитно.

При отведении снаряда в движении каждый счет соответствует выполненному бросковому шагу.

Скрестные шаги следует делать быстро, проталкиваясь вперед, без вертикальных колебаний ОЦМТ.

Пробежки со снарядом осуществляются равномерно и с одинаковым ускорением.

Задача 4. Обучить сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом.

Средства :

    метание со скрестного шага с отведенным мячом в и.п.;

    метание мяча с трех шагов разбега с предварительно отведенной рукой со снарядом;

    метание мяча с четырех бросковых шагов;

    то же с предварительного подхода до контрольной отметки;

    метание мяча с укороченного разбега;

    метание мяча с полного разбега.

Методические указания : при выполнении броска со скрестного шага необходимо произвести постановку левой ноги на опору синхронно с разгибанием правой ноги и одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед.

При метании с трех шагов разбега ритм движения следует регулировать длиной шагов, размеченной ориентирами (первый шаг равен трем стопам, а второй и третий - четырем), и быстротой их выполнения.

В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

Задача 5. Совершенствовать технику метания малого мяча С учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства.

    выполнение специально-подготовительных упражнений;

    метание мячей, различных по весу;

    использование вариантов техники, выбранных на основе индивидуальных особенностей метателей;

    метание мяча на результат с соблюдением правил соревнований.

Методические указания , при совершенствовании техники уточняются длина разбега, ритм выполнения движения, количество бросковых шагов и другие элементы метания. Индивидуализация техники происходит при постоянном развитии необходимых двигательных качеств.

Прочность образования навыка лучше всего проверяется специальными тестированиями и выступлениями на соревнованиях.

Ошибки, возникающие при метании мяча, их причины и способы устранения

Ошибки

Причины

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при разбеге

Скованность метателя в предварительной фазе разбега

Слишком быстрое начало разбега, бег на полусогнутых ногах

Повторный, равномерно ускоренный бег 20-30 м высоко на передней части стопы. Левая рука и плечи, двигаются свободно и равномеренно, как при обычном беге, кисть со снарядом над правым плечом

Затруднен переход от предварительной фазы разбега к бросковым шагам

Нет постоянства при выполнении предварительной фазы разбега

Многократное выполнение предварительной фазы разбега со своевременным попаданием на контрольную отметку. Первые беговые шаги от стартовой отметки делать одинаковыми по длине

Нарушение ритма бросковых шагов

Нарушены оптимальные длина бросковых шагов и время их выполнения

Для стабилизации ритма бросковых шагов выполнять их по ориентирам с оптимальной скоростью

Излишний наклон туловища назад при первых двух бросковых шагах

Слишком высокое поднимание бедер в беге и расслабление мышц туловища при выполнении отведения снаряда

Туловище держать вертикально и «убегать» вперед от снаряда при многократных пробежках с повторным отведением правой руки назад

Нарушение прямолинейного продвижения в бросковых шагах

Поворот стоп вправо на первых бросковых шагах при отведении снаряда

Отведение снаряда в беге по прямой линии с постановкой стоп по ходу движения

Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге

Скрестный шаг выполняется преждевременно, без маха правым бедром

Бег скрестными шагами с отведенной правой рукой с акцентом на вынос правого бедра вперед

Высокий полет в скрестном шаге

Увеличенный мах правой ногой вверх после слишком активного толчка левой

Бег скрестными шагами с акцентом на быструю постановку правой ноги вперед на внешний свод стопы

Несвоевременное сгибание правой руки в локтевом суставе при выполнении скрестного шага

Излишняя закрепощенность плечевого пояса, слишком раннее начало финального усилия. Слишком низко опущена правая рука

Имитация и выполнение скрестного шага с концентрацией внимания на «обгоне» снаряда.

Удержание кисти с мячом выше плечевого сустава

Затруднено выполнение «захвата» снаряда

Левая нога в четвертом бросковом шаге ставится по линии разбега или правее

Левую ногу следует ставить левее линии разбега на расстоянии одной стопы

Ошибки, встречающиеся при выполнении финального усилия

Затруднен переход от разбега к финальному усилию

Излишний поворот оси плеч и таза вправо при «обгоне» снаряда. Правая стопа развернута наружу больше чем на 45° в

Во время двух последних бросковых шагов удерживать голову у левого плеча, направив взгляд по ходу разбега. Следить за правильным углом поворота стоп

Наклон туловища влево и сгибание в левом тазобедренном суставе при «захвате» снаряда и броске

Бросок осуществляется только одной рукой. Недостаточное выпрямление левой стороны тела

Имитация финального усилия по элементам. Направить усилие при разгибании правой ноги точно в грудь. Выполнять «захват» снаряда левым боком за рукой вперед через ось левое плечо-левая стопа

Бросок согнутой рукой

Плохой замах и недостаточный «обгон» снаряда

Перед «захватом» снаряда полностью выпрямить правую руку. Во время финального усилия не спешить с рывковым движением

Бросок рукой сбоку

Нарушено прямое направление движения кистью при выполнении броска

При «обгоне» снаряда увеличить поворот плеч вправо, а при броске проносить кисть над плечом, ближе к голове

Сгибание левой ноги в коленном суставе перед выпуском снаряда

Слишком короткий четвертый бросковый шаг

Ошибки, встречающиеся при сохранение равновесия

Выход за дугу после выпуска снаряда

Малое расстояние от постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге до линии дуги

Откорректировать контрольную отметку. Своевременно выполнять финальное усилие

Как вид спорта метание входило в олимпийские игры Древней Греции, в дисциплинах метания диска и копья. Первые диски для метания изготавливались из разного материала: камня, дерева, железа, свинца. Все это было обнаружено при раскопках. И только в 8 веке до нашей эры появились спортивные диски линзообразной формы. Форма копья меняется и в современном спорте, а на древних играх это было заостренное древко, которое сначала метали на точность, затем на дальность. В состав современных Олимпийских игр метание копья включили в 1908 году.

Метали исключительно мужчины. И только с 1932 года метание копья разрешили и женщинам. Что дала женщинам легкая атлетика, метание копья подарило миру первую женщину чемпионку в этой дисциплине – американка М. Дидриксон метнула с результатом 43 м 68 см

В общеобразовательных школах России используется уроки, которая предлагает легкая атлетика, метание мяча. Это конечно упрощенная форма метания, но и здесь надо учиться. На тренировках по метанию мяч используется регулярно.

Можно использовать настоящие подготовительные тренировки для метания:

  • Поставьте ноги на ширину плеч, мяч занесите над головой. Выполняйте броски вверх и вниз, выполняя пружинистую работу ногами, разгибая спину и с захлестом предплечья и кистей.
  • Сделайте выпад вперед и опираясь на одну ногу выполните такие же броски.
  • В положение выпада сделайте броски из-за головы
  • Стойте прямо, ноги на ширине шага, в руки возьмите блин от штанги. Сделайте замах –вправо, затем вниз, затем назад. Окончательная стойка как натянутый лук, спина прогнута.
  • Выполните метание с трех шагов, но не выпускайте блин после имитации метания.
  • Возьмите в метательную руку гантель или предмет весом 1–2 кг. Сделайте замах вперед-вниз-назад, одновременно выполняя поворотное движение толчковой ноги влево.
  • Стойте прямо, ноги на ширине шага, в метательную руку возьмите ядро 1-2 кг. Сделайте замах и метните его в цель.
  • Выполнить метательные движения с трех шагов и с разбега ядра.
  • Отложите метательные упражнения и сделайте упражнение на дыхание, задействовав диафрагму.

Чтобы добиться максимального полета снаряда надо понимать следующее, что нужно придать высокую начальную скорость снаряду, задать нужную траекторию. Скорость и путь прохождения создают формулу наилучшего результата.

Чем сильнее будет выпущен снаряд спортсменом и тем меньше понадобится времени на преодоление максимального расстояния.

Очень важно учитывать нужный пусть снаряда. Так по кинограммам высчитали, что оптимальный угол для метания копья 40 градусов. Правильно поставить бросок, рассчитывая нужный угол, тем лучшего результата можно добиться.

Важно учитывать особенности метательного снаряда и сопротивление воздуха на снаряд. Добиться планирование – это важный фактор успеха. Например, если задрать копье, то полет может получиться только на 30 метров, ведь угол вы задали на 90 метров метания, а усилие которое преодолеет сопротивление воздуха просто не сможете придать снаряду. Так что рассчитывая свои усилия надо полагаться на объективные данные.

Все ядра, копья, молоты и диски, которыми пользуются спортсмены на соревнованиях соответствуют требованиям ИААФ и имеют соответствующий сертификат.

требованиям ИААФ по весу

При метании в легкой атлетике никакие специальные приспособления использовать нельзя.

Считается, что бинтование пальцев или кисти может помочь спортсмену во время толкания. Если у спортсмена открытый порез пальца или ладони, то бинтование возможно, но необходимо поставить в известность старшего судью соревнования.

Разрешается бинтование двух пальцев и использование перчаток при метании молота. Перчатки определенного типа, гладкие с тыльной стороны и на ладони, кончики пальцев, должны быть открыты, большой палец не обязательно открывать.

Кроме того, можно использовать присыпку при метании молота и толкании ядра.

В метании копья допускается использование корректора локтя или бинтование.

Легкая атлетика — метание копья

Для копьеметателя выделяется специальный сектор, который обеспечивает прямой разбег до поперечной ограничительной черты, при пересечении которой попытка не засчитывается.

Копье необходимо держать за обмотку, а метать только через плечо или верхнюю часть руки, по- другому метать запрещается. Также нельзя швырять или бросать копье. Новые техники метания в копье запрещены.

После броска без заступа попытка будет засчитана только если острие копья в виде металлического наконечника коснется раньше, чем основное тело копья. Неопровержимым доказательством метания является втыкание копья в метательное поле. Пока копье находится в воздухе спортсмен не должен обращаться к снаряду спиной, а должен следить глазами за планирующим копьём. На метание дается несколько попыток, которые определяют сначала проходной результат для финала, а затем финал.

Копье состоит из следующих частей:

  1. древка,
  2. металлического наконечника,
  3. обмотки.

Древко изготавливается целиком из металла или аналогичного однородного материала, который допустим при производстве копий. На передней части крепится металлический наконечник с острым концом. Обмотка закрывает центр тяжести копья и не превышает в диаметр древка более чем на 8 мм.

Древко должно быть обязательно гладким, без дырок, желобков, углублений, т.е. цельным по всей длине. Обращайте внимание на качество снаряда, чтобы оно отвечала этим требованием, не используйте бракованное, чтобы ваш результат не был оспорен соперником.

Особенно обращайте внимание на обмотку, она не должна быть с узлами, петлями, или скользкой, так как это все влияет на качество метания.

Также копье должно быть прямое, без резкого изменения диаметра в различных частях древка.

Допускается, что древко может иметь отклонение в диаметре, но не более в 2% между самыми большим и маленьким диаметром. Понять круглое поперечное сечение копья или нет можно простым способом, прокрутив его в ладони без перчатки. Отклонения будут заметны, и если отклонения значительные, выбирайте другой снаряд.

Также если вы профессиональный спортсмен, то у вас должен толщиномер с помощью которого вы сможете определить подходит ли вам снаряд по качеству или нет. Но чаще всего спортсмены делают оценку копья на глаз, что конечно весьма субъективно и помогает выбрать правильный снаряд 50 на 50.

Копье имеет различный вес и размеры.

И самое главное, что отдельные части копья не должны болтаться, обмотка не должна быть размотана, та как все это изменит центр тяжести снаряда и траекторию полета.

Начальные тренировка с копьем начинают с места, обычно с двух рук над головой.

Затем тренировки начинают с малым разбегом и только затем с полным, особенное уделяют внимание техники выброса копья перед ограничительной линии, примерно три последние шага перед метанием. Будущему копьеметателю также необходимо научится согласованному движению его рук и ног.

В свою очередь копьеметатели делятся на левшей и правшей. Переучивать спортсменов не нужно, просто описание для правшей техники метания будет отличаться от описания для левшей.

Примерное описание тренировки для правшей для овладения техники метания с малым разбегом:

  • Отойдите на шесть метров от разметочной черты;
  • Встаньте в положение, чтобы копье находилось над плечом у уха, локоть спереди и вправо;
  • Задний конец копья приподнимите вверх, выше головы, наконечник выше подбородка;
  • Левой ногой сделайте шаг вперед, при этом руку с копьем отведите назад, задний конец копья опустите в горизонтальное положение.

Сделайте шаг правой ногой, а руку отведите еще назад, при этом повернув корпус вправо, опуская одновременно задний конец копья. Острие должно находится у самого подбородка, а левую руку согните и расположите поперек в груди.

Делаете шаг левой ногой немного левее, корпус тела разверните окончательно и наклоните в правую сторону, выпрямите правую руку и выверните ладонь вверх. Теперь резко поверните корпус, чтобы грудь была направлена вперед. Поясница должна быть прогнута и вся тяжесть тела на левой ноге. Теперь рука должна пойти локтем вперед и над головой, правая нога вперед и резко вниз, чтобы добиться сильного рывка корпусом. Далее копье летит в поле метание по траектории заданной этим рывком. Соответственно, чем сильнее и правильнее сделан рывок, тем дальше полетит копьё.

Легкая атлетика — метание диска

Метание диска выполняют из огороженного сектора с помощью сетки, огораживается та часть, где выпускается снаряд, таким образом зрители и другие спортсмены защищены от опасности. Во время метание никого не должно быть в секторе для метания. Судьи должны смотреть на метателя и снаряд. Защитная сетка должна выдерживать диск весом 2 кг, который движется со скоростью до 25 м в секунду, именно эта скорость задается снаряду во время метания. Направление метаемого снаряда должно быть таким, чтобы диск не мог отскочить рикошетов в сторону метателя, а тем более через край заграждения.

Как устроен диск

Диск либо цельно металлический, либо полый, из различного материала, с металлическим кольцом по краю. Край поперечного сечения закруглен с радиусом 6 мм, при этом две стороны диска одинаковые, без выступов и выемок, гладкий, шероховатый и единый по всей поверхности.

Заградительная сетка имеет U образную форму и должна состоять из не менее шести секций шириной 3,17 каждая, как сделано в дворце спорта на Рабочей. Края этой формы должны быть не менее 6 метров, а высота секций не менее 4 метров. Вся конструкция должна быть плотной, чтобы диск не застревал в стыке, под секциями или в сетке.

Необходимо знать, чтобы сектор для метания диска является опасной зоной и должна быть обеспечена максимальная безопасность.

Диск метают как левой, так и правой рукой.

Легкая атлетика — толкание ядра

Ядро в легкой атлетике – это цельнометаллический шар. Для соревнований в женском виде его масса 4 кг, а диаметр 110 мм, для толкателей мужчин его масса 7,257 кг и 130 в диаметре. Вес ядра в легкой атлетике не может быть другим, это эталонный вес.

Нужно понимать, что правильно использовать термин «толкание ядра — легкая атлетика», метание ядра это не верное выражение, старайтесь его не использовать, хотя оно периодически проскальзывает, особенно эти грешат интернет публикации.

Техника толкания

Толкать ядро необходимо следующим образом:

Встаньте с ядром в первоначальное положение для толкания. Вы должны находиться в той части круга, которая дальше от зоны метания. Необходимо занять такое положение тела, при котором вся тяжесть придется на согнутую правую или левую ногу (в зависимости от толчковой ноги), а ступню при этом прислонить к задней части круга. Чтобы сделать толочк ядра необходимо как вы раскачать тело взад и вперед. Вторым вариантом может быть поднятая не толчковая нога вверх. Для наиболее эффективного толкания ядра необходимо вывести тело из состояния динамического покоя и передать максимально появившуюся энергию в толчковое движение. При этом все необходимо делать быстро и собрано, при этом само тело должно затрачивать минимум энергии.

Вы не нарушили правила толкания ядра, если непосредственно после броска не сделали заступ за круг. После броска необходимо полностью зафиксировать все свое тело в круге и чтобы не возникало спорных моментов выходите с задней точки круга. В этом случае судьи уже не смогут усомниться, что заступа не было.

Ваш толчок ядра будет максимальным, если вы правильно передали энергию ядру, выпустили снаряд под правильным углом и высоко. Это гарантировано даст нужный результат вашим усилиям.

Итак, вы расскачали тело из состояния покоя в правильной позе, теперь вам необходимо совершить переход в первое толкательное движение.

Толкатель должен занести не толкательную ногу за толкательную и произвести размах, чтобы тело перенести вперед. Именно такое движение увеличивает быстроту первого толкательного движения. Движение производят так, чтобы толкательная нога перенеслась в центр круга для толкания. Делаете вдох, раскручиваете тело с ядром в сектор для метания, и при этом опираетесь уже на две ноги, затем на выдохе вытолкнуть ядро в сектор. Толкательное движение напоминает прыжок, но ноги как бы легко скользят над сектором.

Метатель заносит левую ногу назад, за правую, и оттуда производит ею размах, с целью дать телу рывок вперед, что увеличит быстроту выполнения прыжка. Правая нога при этом сильно отталкивается от земли. Прыжок производится таким образом, что правая нога атлета попадает в центр круга, а левая оказывается у передней части круга, слегка влево. Приземление производится одновременно обеими ногами. Прыжок не должен быть высоким, не выше 20 — 25 см. от земли. Ноги, как бы скользят над землей, а не прыгают. Некоторые толкатели выполняют несколько таких движений.

Необходимо помнить, что правильная стойка всегда на согнутых в коленях ногах, ядро выталкивается весом тела, а не рукой, правильный толчковый угол 45 градусов.

Необходимо четко понимать, что ядро перед выполнением попытке находится в зафиксированном положении у шеи или подбородка, а кисть всегда должна оставаться на этом уровне.

Не опускайте кисть ниже никогда, это приведет к нарушению техники толкания ядра, а техника толкания ядра в легкой атлетике является определяющей в достижении лучших результатов.

Метатель может раскручиваться в конце броска, чтобы погасить кинетическую энергию, которая может вытолкнуть его из сектора и попытка будет не засчитана.

Непосредственно в момент толкания ядра кисть нужно повернуть внутрь пальцами и ладонью наружу.

В нашей школе вы научитесь этой технике под руководством опытного тренера, воспитавших сильных спортсменов.

Научится может каждый, даже хрупкая и юная девушка…

Легкая атлетика — метание молота

Эта дисциплина в спорте особенно эффектна смотрится на экранах телевизоров и на зрелищных спортивных мероприятиях. Мощные спортсмены раскручивают молот и отправляют его в сектор метания. Большинство людей любят смотреть, потому что это выглядит опасно, но есть юных люди которых движения метателя завораживают, именно они и могут стать новым поколением метателей.

Итак о дисциплине – метание молота. Это легкоатлетическая дисциплина, относящаяся к технической, где метатель молота метает спортивный снаряд – молот – на дальность.

Метатели молота это спортсмены сильные и не страдающие отсутствием координации.

Соревнования проводятся на открытых стадионах, в которых оборудуются секторы для метания молота, в летний период.

Как олимпийский вид спорта у мужчин – с 1900 года, в вот у женщин всего лишь с 2000. Не сложно посчитать, сколько времени потребовалось, чтобы мужское доминирование было потеснено.

Из чего состоит спортивный снаряд:

  • Металлический шар
  • Стальная проволока
  • Рукоять (ручка)

Окончательная форма снаряда была утверждена в 1896 году.

Шар должен быть изготовлен из железа или металла не мягче латуни. Может быть оболочка из металла, полость которая заполнена свинцом или другим материалом. Наполнитель должен быть надежно закреплен внутри, быть неподвижным, а сам центр должен быть не далее 6 мм от центра металлического шара.

Форма должна быть сферическая с минимальным диаметром 100 миллиметров для мужчин и 95 для женщин.

Проволока не должна растягиваться и должна быть не менее 2 мм и крепится к ядру и ручке с помощью петли.

Рукоять должна быть жесткой, цельной, но допускается и составная. Не должна рукоять деформироваться или прокручиваться, не должна проворачиваться.

Для мужчин общая длина снаряда 117-121,5 см, а общий вес - 7,265 кг или 16 фунтов.

Для женщин 116 до 119,5 см, а общий вес - 4 кг или 8,82 фунтов.

Метание производят из специального круга диаметром 2,135 м, огороженное сеткой, так называемы сектор метания молота или иногда называют база.

При выполнении попытки метания метатель не должен выходить за пределы круга, выйти из круга может только после приземления снаряда, а выходить из круга должен только с задней стороны круга для метания.

Сетка нужна для того, чтобы снаряд, в случае неудачной попытки не улетел на трибуну и не покалечил зрителей. К тому же сектор сужен, так называемый створ, чтобы снаряд не улетел на беговые дорожки или другие зоны стадиона и не покалечил других участников соревнований.

В 1900-х годах створ сетки составлял 90 градусов, в 1960-х уже 60 градусов, а сейчас 35 градусов.

Сетка устанавливается на конструкцию U образной формы высотой не менее 7 метров в нижней точке.

Сама сетка должна быть прочной, чтобы снаряд не мог прорвать её или застрять в ней, и не должна рекошетить, чтобы молот не мог отскочить в спортсмена.

Игры с этим снарядом не допускаются. Это изначально брутальный вид спорта. И шалить в нем нельзя.

А брутальностью своей он обязан историей создания первичной техники. В Шотландии и Ирландии просто когда-то давно бросали какой-либо груз за рукоять, обычно кузнечный молот и даже дубину, и метали не на дальность, а в высоту. На одной старой гравюре был изображен король Англии Генрих VIII, который метал кузнечный молот. И только в 1866 году были проведены соревнования молота с жесткой ручкой. Первый рекорд был всего 24,50 метров, для сравнения приводим следующие данные, мировой рекорд у мужчин — 86,74 метров в 1986 году и принадлежит Юрию Седых СССР, рекорд у женщин составляет 79,42 метров в 2011 году и был установлен Бетти Хайдлер (Betty Heidler) из Германии, участница 2-х Олимпийских игр, чемпионка мира и Европы. Олимпийский рекорд у мужчин 84,80 метров в 1988 году принадлежит Сергею Литвинову СССР установленный в Корее. Женский рекорд 76,34 метров в 2008 году установила Оксана Менькова из Белоруссии в Китае. Правила метания установлены в 1887 году в Англии.

Ирландский атлет Флэнэген (Flanagan) значительно развил технику метания и привлек зрителей, сделал данный спорт популярным. Флэнэген был олимпийским чемпионом в 1900, 1904, 1908 годах и 14 раз бил мировые рекорды, которые начали регистрировать IAAF в метании молота с 1913 года. Лидерами в этом спорте в 50-х годах были спортсмены Венгрии и СССР. Сегодня лидерами выступают метатели молота из Белоруссии, Польши, Японии, Словении. Наш метатель Юрий Седых был лидером с 1976 по 1988 годы. Среди женщин лидерами являются метательницы из России, Кубы, Германии, Китая.

Как метать молот.

Классическая техника включает вращение в два круга молота над головой без вращения тела, при этом атлет стоит спиной к сектору метания, и далее 3 – 4 поворота тела вместе с молотом, в результате вращения молот выпускается в сектор, спортсмен стоит лицом к сектору. Опытные спортсмену могут придать скорость снаряда даже 32 м/с

Разрешается до начала замаха положить шар молота за пределами круга для метания или внутри.

При раскручивании шар может задевать землю или металлический обод сектора.

Прерывать раскручивание нельзя, это автоматически засчитывается как неудачная попытка.

На заметку женщинам.

Ваш организм более ориентирован на этот вид спорта, чисто анатомически, за счет того что длинное относительно ног тело способствует сохранению равновесия во вращении, а меньшая стопа ноги помогает технично выполнять четыре поворота, без выхода за пределы сектора.

Если вы ознакомились с данной статьей полностью, то следующим шагом возможно проявление настоящего интереса к спортивным занятиям в спортивной школе.

Создатели этого мультика не удосужились узнать как правильно нарисовать молот, как правильно метать и даже технику безопасности не соблюдают, поэтому смешно смотреть не только на приключения несчастного, но и на ляпы невежд данного вида спорта.

К метаниям в легкой атлетике относятся четыре вида: толкание ядра, метание диска, молота и копья. В школьную программу физического воспитания входят прикладные виды метания: метание малого мяча и гранаты. Движения в метании гранаты и мяча идентичны между собой и направлена на создание условий для максимальной дальности их полета. Метание выполняются из различных положений: с разбегу, стоя, с колена, лёжа. Нами рассматривается метание мяча и гранаты с разбегу. Техника этого вида метания состоит из четырёх основные фаз:

    держание снаряда;

    разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом;

    финальное усилие (бросок), когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета;

    сохранение равновесия и торможение.

Держание снаряда . Держание гранаты осуществляется двумя способами. При первом способе граната удерживается за нижнюю половину ручки путём захвата её четырьмя пальцами, большой палец расположен вдоль оси ручки (рис. а). При втором способе граната держится за ручку путём плотного захвата сжатыми пальцами, при этом большой палец накладывается на указательный (рис. б). В обеих случаях мышцы руки расслаблены, кисть не напряжена. Малый мяч (в качестве такого снаряда можно использовать теннисный мяч) удерживается тремя средними пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают его с боков (рис. в). Таким образом, мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони (см. рис.).

Разбег . Оптимальная длина разбега составляет 13 шагов, из них 8 шагов выполняются в предварительной части разбега и 5 шагов – в заключительной. Эти части, как правило, отмечаются контрольными отметками: одной – в начале разбега, другой – перед заключительной частью разбега. Разбег выполняется с ускорением на передней части стопы, при этом длина шага приблизительно на 30 см меньше, чем в беге на короткие дистанции. При разбеге гранату или теннисный мяч можно держать внизу, над плечом и перед собой.

Задача заключительной части разбега состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение снаряда и подойти в наиболее выгодном положении к фазе финального усилия. Попав на контрольную отметку левой ногой, с шагом правой ноги начинается отведение и разгибание руки со снарядом назад. Кисть, при этом, не опускается ниже уровня плеч, туловище держится вертикально (для сохранения скорости движения). Продолжая движение руки со снарядом назад, метатель выполняет второй шаг с левой ноги. Третий шаг, выполняемый правой ногой, называется скрёстным: нога ставится с пятки с несколько развернутой наружу стопой. Рука со снарядом к этому моменту полностью выпрямлена в локтевом суставе, а туловище развернуто вправо и максимально отклонено назад. Метатель как бы «убегает» от снаряда. Этим он совершает так называемый «обгон снаряда». Заканчивая четвертый («стопорящий») шаг левой ногой, метатель приходит в исходное положение перед финальным усилием, сохраняя вес тела на правой ноге.

Финальное усилие начинается с движения ног. Левая нога упирается впереди проекции ОЦТ тела по линии разбега носком внутрь, правая – разгибается и поворачивает пятку наружу. За счёт этого движение правой стороны таза вокруг вертикальной оси туловища и перпендикулярно направлению разбега. Движение таза увлекает за собой туловище и приводит метателя в положение «натянутого лука», после чего рука со снарядом хлестообразным движением выносится вперед и происходит выпуск мяча под углом 45-50 0 . Стремительное движение вперед, возникающее под действием инерции разбега, необходимо погасить на коротком отрезке. Это достигается выполнением прыжка – перескока на правую ногу через левую. На рис. представлена заключительная часть разбега и финального усилия при метании гранаты.

Сохранение равновесия и торможение. Метатель, чтобы не переступить линию метания, ограниченную планкой или другой разметкой, после выпуска снаряда гасит инерцию движения тела вперёд путём перескока с левой ноги на правую. За счёт этого происходит торможение метателя и удерживается равновесие.

Рассмотрим последовательность обучения технике на примере метания мяча.

Упражнения для изучения правильному держанию мяча.

Упражнение 1. Выполнение хвата мяча рукой с одновременными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.

Упражнение 2. Выполнить броски мяча вниз и вперёд за счёт хлёсткого движения кисти.

Упражнение 3. Отведение руки с мячом назад-вниз с последующей имитацией броска из-за головы (мяч из руки не выпускается).

Упражнение 4. То же, но с помощью преподавателя или партнёра (см. рис.).

Упражнение 5. Метание мяча из исходного положения, стоя лицом в сторону броска.

Упражнение 6. То же, но стоя левым боком в сторону броска.

Упражнение 7. Метание мяча с шага.

Упражнение 8. Метание мяча с 3-4 шагов.

Упражнение 9. Метание мяча в целом с полного разбега.

Упражнение 10. Метание мяча с полного разбега с постепенным увеличением дальности броска и наращиванием усилий.

Совершенствование техники метания мяча осуществляется с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. При этом апробируются различные варианты и элементы техники метания, осуществляется метание на результат, проводятся соревнования.

История развития В древности жители разных государств (скорее даже территорий) постоянно воевали друг с другом. Одни оборонялись, другие, наоборот, завоевывали новые территории. До появления пороха все оружие представляло собой мечи, пики, копья и стрелы. Побеждал сильнейший и проворнейший. Тот, кто точнее попадал в цель, тот, кто мог правильно оценить свои силы и вовремя уйти от рукопашной схватки, метнув копье или пику. Этот навык был прямой дорогой к выживанию и победе. Именно поэтому в мирное время воины не переставали тренироваться. Для того чтобы оценить свои умения и сравнить их с мастерством других воинов, устраивались соревнования по метанию копья и пики. Чаще всего это были состязания на дальность броска и точность попадания в цель. В современных условиях спортсмены осваивают метание мяча в цель, а не оружия. . И по сей день легкоатлеты соревнуются в метании копья, диска, ядра. Все эти виды спорта относятся к легкой атлетике. Первые навыки мы получаем еще в школе, когда на уроках физкультуры осваиваем метание мяча.

Метание как средство физического воспитания Метание является одним из средств физического воспитания и специальной подготовки школьников и представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию. Упражнения с мячами и само метание способствуют укреплению основных мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса и рук; развивают ловкость, силу и быстроту; глазомер и меткость; ориентировку и все виды координации (В. И. Лях, 1987), чувство ритма. Метание относится к военно-прикладным средствам и составляет важную часть подготовки молодых людей к службе в армии, так как способствует всестороннему физическому развитию. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует формированию телосложения, что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.

Для чего изучать? Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания гранаты и копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида. В соответствии со школьной программой метание малых мячей проводится на дальность с места и с разбега, когда техника движений в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальные и горизонтальные цели.

Метание входит в раздел лёгкой атлетики школьной программы и является обязательным двигательным действием для изучения школьниками с младших классов. Метание – это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Цель любого броска – переместить спортивный снаряд на максимально далекое от спортсмена расстояние. Несмотря на кажущуюся простоту, метание - довольно сложное упражнение. Выбрасывая мяч, необходимо оценить скорость и силу рук, соотнести их с разбегом и понять, в какой момент нужно, собственно, «отпустить» мяч, чтобы и он полетел далеко, и спортсмен остался стоять (а не упал, например, или заступил за черту). Все это позволяет развить еще и аналитические способности: анализ наиболее выгодного исходного положения, стремительности разбега и размаха, и наконец, определение точки приложения максимальных усилий при броске.

Основы техники метания. Метание мяча состоит из трёх фаз: 1. Держание мяча и разбег. Малый мяч удерживается, не прижимаемый к ладони, фалангами пальцев метающей руки. Указательный, средний и безымянный пальцы подобно рычагу размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку.

Перед началом разбега мяч держат над плечом в согнутой руке, локоть которой находится на уровне уха

Разбег: Разбег выполняется в равномерно-ускоренном ритме и состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки и от контрольной отметки до планки. Первая часть разбега (предварительная) начинается от исходного положения до контрольной отметки. Задача этой части состоит в том, чтобы набрать первоначальную скорость и точно попасть левой ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом на передней части стопы. Длина разбега составляет 6 -12 беговых шагов. Вторая часть разбега (заключительная) зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска. Она начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие, поэтому вторая часть разбега называется подготовкой к броску(финальному усилию). Задача второй части состоит в отведении снаряда (мяч, граната) для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги в этой части разбега называются бросковыми и выполняются с небольшим ускорением. Количество шагов зависит от способа отведения снаряда и колеблется от 4 -х до 6 -ти бросковых шагов.

В практике существует несколько способов отведения мяча в момент выполнения бросковых шагов. Это: отведение «прямо - назад» , «дугой вперед – вниз - назад» , «дугой вверх - назад» . Однако при метаниях малого мяча самым простым и распространенным способом является отведение «прямо – назад» . Этот способ легче осваивается; облегчает сохранение прямолинейного бега по разбегу; отведение мяча выполняется на четыре бросковых шага.

Попадая на контрольную отметку левой ногой, выполняется первый бросковый шаг правой. Стопа ставится на носок прямо по ходу движения, положение таза остается прежним, как в первой части разбега. Но начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом суставе, движется вперед. Второй шаг левой ногой с носка сопровождается дальнейшим поворотом плеч направо и полным выпрямлением правой руки с мячом, поворотом таза направо. Кисть руки с мячом находится чуть выше одноименного (правого) плеча. Для поддержания скорости туловище находится в вертикальном положении. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается полное отведение руки с мячом.

Третий, предпоследний шаг называется «скрестным» . Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная задача «скрестного» шага заключается в «обгоне» мяча и выносе левой ноги вперед при постановке правой ноги на опору.

«Скрестный» шаг выполняется путем энергичного отталкивания левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки развернутым носком наружу; плечи и таз поворачиваются вправо; туловище наклоняется вправо – назад; правая рука с мячом прямая ладонью кверху на уровне плеч, левая рука согнута в локтевом суставе и расположена перед грудью. Заканчивая «скрестный» шаг, стопа правой ноги с пятки и внешнего свода становится на всю стопу под углом 30 градусов к линии разбега. При выполнении «скрестного» шага опережение ног и таза верхней части туловища и руки с мячом ещё больше увеличивается по сравнению со вторым шагом. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии.

Четвертый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой прямой левой ноги вперед с пятки и внутренней стороны стопы носком внутрь. Рука с мячом и ось плеч находятся на одной прямой с линией разбега.

2. Финальное усилие (бросок): Заключительная фаза броска начинается до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, максимально увеличить в момент броска: После прохождения ОЦМТ правая нога начинает активно разгибаться, поворачиваясь бедром внутрь по направлению разбега. С этого момента начинается «захват» снаряда. Элемент «захвата» необходим для последующего натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска снаряда. . Левая нога, почти прямая, ставится с пятки на расстоянии около одной стопы влево от линии разбега с дальнейшим переходом в упор на всю стопу. Это необходимо для создания условий вращательно-поступательного движения вокруг оси, условно проходящей через левую стопу и левое плечо. В данный момент (после «захвата») правая рука со снарядом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади плеча, супинируются. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется.

Выпрямив правую ногу и повернув правую часть таза вперед, метатель, осуществляя «тягу» снаряда, выходит грудью вперед, выводит правый локоть вперед-вверх и переходит в положение «натянутого лука» , названное так из-за внешнего сходства, где правая рука со снарядом, прогнутое туловище и левая нога образуют соответствующую дугу. Далее, путем сокращения предварительно растянутых мышц и использования инерции системы «метатель-снаряд» , происходит разгибание туловища и движение грудью вперед. Заключительная часть финального усилия осуществляется наиболее мощным движением - «рывком» . Выпуск снаряда заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти правой руки. Рука со снарядом проходит над плечом. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямляется. Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд.

3. Торможение (сохранение равновесия после броска): после выпуска мяча для погашения инерции движения выполняется перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска. Перескок выполняется за счет поворота туловища правым боком, постановкой правой ноги под углом 45 градусов и сгибанием в коленном суставе.

Типичные ошибки Рука с мячом опущена ниже линии плеч и согнута в локтевом суставе. Это ведет к тому, что не будет далекого броска, возможно, получение травмы локтевого сустава. Левая рука опущена вниз во время выполнения броска. Это ведет к «раскручиванию» плеч и мяч будет улетать из сектора метания влево. Подбородок опущен, и взгляд направлен вниз. Это не дает возможности контролировать угол вылета снаряда. Выполняется бросок, не разворачивая плеч. Не выполняется «захват» снаряда и положение «натянутого лука» . Как следствие – нет далекого броска. Рука медленно работает при выполнении самого броска. Нет хлесткого движения рукой. Излишняя закрепощенность правой руки. Отклонение корпуса влево от направления броска мяча и сгибание левой ноги в колене в момент выталкивания снаряда. Это ведет к неизбежной потере начальной скорости вылета мячика из руки.

Полет спортивных снарядов Траектория (в частности, дальность) полета снаряда определяется: начальной скоростью вылета, углом вылета, местом (высотой) выпуска снаряда, вращением снаряда и сопротивлением воздуха, которое, в свою очередь, зависит от аэродинамических свойств снаряда, силы и направления ветра, плотности воздуха.

Начальная скорость вылета является той основной характеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства. В отсутствие сопротивления воздуха дальность полета снаряда пропорциональна квадрату скорости вылета. Высота выпуска снаряда влияет на дальность полета. Дальность полета снаряда увеличивается примерно на столько, на сколько увеличивается высота выпуска снаряда.

Углы вылета. Различают следующие основные углы вылета: 1. Угол места – угол между горизонталью и вектором скорости вылета (он определяет движение снаряда в вертикальной плоскости: выше – ниже). 2. Азимут – угол вылета в горизонтальной плоскости (правее – левее, измеряется от условно выбранного направления отсчета). 3. Угол атаки – угол между вектором скорости вылета и продольной осью снаряда. Метатели копья стремятся, чтобы угол атаки был близок к нулю («попасть точно в копье»). Метателям диска рекомендуется выпускать диск с отрицательным углом атаки. При полете мячей, ядра и молота угла атаки нет.

Вращение снаряда и сопротивление воздуха Вращение снаряда оказывает двойное влияние на его полет. Вопервых, вращение как бы стабилизирует снаряд в воздухе, не давая ему «кувыркаться» . Во-вторых, быстрое вращение снаряда искривляет его траекторию (так называемый эффект Магнуса). Если мяч вращается, то скорость воздушного потока на разных его сторонах будет разной. Вращаясь, мяч увлекает прилегающие слои воздуха, которые начинают двигаться вокруг него (циркулировать). В тех местах, где скорости поступательного и вращательного движений складываются, скорость воздушного потока становится больше; с противоположной стороны мяча эти скорости вычитаются и результирующая скорость меньше. Из-за этого и давление с разных сторон будет разным: больше с той стороны, где скорость воздушного потока меньше.

Вращение снаряда и сопротивление воздуха Если воздушный поток обтекает снаряд под некоторым углом атаки, то сила сопротивления воздуха направлена под углом к потоку. Эту силу можно разложить на составляющие: одна из них направлена по потоку – это лобовое сопротивление, другая перпендикулярна к потоку – это подъемная сила. Существенно помнить, что подъемная сила не обязательно направлена вверх; ее направление может быть различным. Это зависит от положения снаряда и направления воздушного потока относительно его. В тех случаях, когда подъемная сила направлена вверх и уравновешивает вес снаряда. он может начать планировать. Планирование копья и диска существенно повышает результаты в метании. Если центр давления воздушного потока на снаряд не совпадает с центром тяжести, возникает вращательный момент силы, и снаряд теряет устойчивость. Аналогичная картина и проблема сохранения устойчивости возникают и в полетной фазе в прыжках на лыжах. Отсутствие вращения достигается выбором правильной позы, при которой центр тяжести тела и центр его поверхности (центр давления воздушного потока) расположены так, что вращательный момент не создается.

Сила действия в перемещающих движениях обычно проявляется конечными звеньями многозвенной кинематической цепи. При этом отдельные звенья могут взаимодействовать двумя способами: 1. Параллельно – когда возможна взаимокомпенсация действия звеньев; если сила, проявляемая одним из звеньев, недостаточна, другое звено компенсирует это большей силой. Параллельное взаимодействие возможно лишь в разветвляющихся кинематических цепях (действия двух рук или двух ног). 2. Последовательно – когда взаимокомпенсация невозможна. При последовательном взаимодействии звеньев многозвенной кинематической цепи нередко бывает что какое-то одно звено оказывается более слабым, чем остальные и ограничивает проявление максимальной силы. Очень важно уметь распознавать такое отстающее звено с целью либо его целенаправленно укрепить, либо изменить технику движения таким образом, чтобы данное звено не ограничивало роста результатов.

Список используемых источников Жилкин А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкина, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М. : Академия, 2008. - 464 с. https: //infourok. ru/metodika_obucheniya_metaniyu_myacha. 570072. htm http: //medbookaide. ru/books/fold 9001/book 2061/p 13. php http: //mystud 2011. narod. ru/DOCs/tema 8. pdf http: //www. studfiles. ru/preview/6211824/page: 4/