Обзор игры total war arena. Total War: Arena – PvP стратегия с управлением отрядами и полководцами. Запуск боя и расстановка


Выбор редакции

Total War: Arena — потрясающая мультиплеерная [Античная] стратегия

Сегодня совершим обpор игры Total War: Arena, сделавшей немалый переполох в мире виртуальных онлайн развлечений.

В начале декабря 2017 года вышло свежее обновление, где была реализована совместная борьба против ботов, появилась новая тема оформления для Лагеря и Грайских Альп в зимнем стиле.

Это и подогрело интерес к без того популярной стратегии.

Давайте рассмотрим, чем игра так примечательная и окунёмся в атмосферу средневековой борьбы за власть, где сотни тысяч людей, словно стадо известных животных, гналось на войну за интересы своих властителей.

Всего около двух лет понадобилось Creative Assembly и сотрудникам SEGA, чтобы игрушка вышла в свет, хотя однозначно жанр своего творения даже создатели игры назвать затрудняются.

Такой себе микс RTS, онлайн-арены и Moba. Здесь ни сюжета нет, ни глобальной карты, ни даже времени, в котором события происходят.

После демонстрации геймерам у компаний появилось много работы по усовершенствованию, исправлению ошибок и выпуску патчей.

Результат закрытого тестирования огорчил команду: она перестала справляться с объемами доработок и проект временно ушел в офлайн.

И только спустя около года объединённого труда сотрудников Creative Assembly и Wargaming появляется та игра, которую так полюбили геймеры.

Геймплей

Тактическая сетевая стратегия позволяет состязаться с иными игроками в режиме 10 × 10, где командованием армий каждой из сторон займётся легендарный, известный или плохо знакомый полководец эпох холодного оружия.

Количество воинов в отрядах может достигать 500 юнитов , что в итоге выльется в огромную армию численностью до 1500 боевых единиц .

Обычно в стычке принимает участие до 6000 бойцов.

Их число зависит от отряда: в разных отрядах количество юнитов заметно отличается.

Командирам подчиняется три группы из следующих фракций:

  • варвары;
  • римляне;
  • греки.

Цезарь, например, может возглавить только римлян, греки же с варварами ему подчинятся только после завоевания.

Полководцы, фракции и отряды отличаются умениями, возможностями и способностями.

Число отрядов приближается к 150, поэтому выбрать будет из чего.

Множество разновидностей войск позволяет разработать уникальную и эффективную стратегию для любого случая.

В Arena можно командовать:

  • отрядами с осадными машинами;
  • конницей;
  • лучниками;
  • копейщиками.

Объединение и комбинирование войск дарят неограниченную свободу для творчества великого стратега.

Надеть лавровый венок смогут только те, кто способен изучить противника в кратчайшие строки, контролировать ситуацию на поле боя, реагировать на её изменение в реальном времени, просчитывать хода врага и вести бой согласованно с товарищами.

Тактика

Одержать победу можно двумя путями: убиваем всех до последнего копейщика или захватываем базу противника.

Каждое обновление добавляет арены, отряды, каждая географическая особенность местности может быть использована в разработке тактики для уничтожения противника.

Начало боя – выбор позиции для ваших подразделений войск.

Этот этап может решить всё, ведь при расстановке учитывается метод ведения войны: наступление или защита и контратака.

Согласование действия между всеми 10-ю игроками, командующими генералами – задача не из простых.

Кто хочет выразить свою мысль, может повесить на вражескую группу войск или защитные сооружения табличку с предложением уничтожить неугодных, попросить подкрепления, сосредоточить огонь на командире группы.

Карты выстроены в виде трехуровневой защиты обеих баз.

Сражения отсылают нас к историческим событиям, исходя из которых ставятся задачи.

Да и дизайн локаций выполнен в стиле, который, по представлению разработчиков, мог быть в соответствующую эпоху.

Местность

Почти любая карта подразумевает наличие открытых пространств, городской местности, леса и лугов.

Для преодоления расстояния между своей и вражеской базой обычно приходится перейти через гору или скалу, пройти ущелье, после чего попадём в центр – это почти всегда голая равнина с редким лесом.

Пока доступно десяток карт, среди которых Капитолий, Салернум, Германия, Рубикон.

Предназначены они для стычек юнитов различного уровня.

Развитие и валюта

Между схватками игроки могут тренировать свои войска и приобретать игровой контент для улучшения отрядов за заработанную и реальную валюту.

Собственно, золото в игре можно получить только в обмен на реальные финансы, а серебро – награда за победу, участие в схватке и т. д.

Серебро поможет обзавестись новыми отрядами, восстановить их численность и улучшить способности любой из фракций.

Золоте же даёт доступ ко всему.

Стоит учитывать, что часть награды тратится автоматически.

Средства уходят на лечение, наём новых бойцов и т. д. Доступна подробная сводка о наградах и растратах.

Таблички с поздравлениями о подвигах, титулы, достижения и повтор ярких моментов – всё это мотивирует игрока, заставляет стремиться быть лучшим и, конечно же, приобретать золото за рубли.

Хотите играть бесплатно? Пожалуйста.

Для открытия одной из трёх веток любой из фракции придётся провести около 1500 схваток и одержать победу в преимущественном количестве этих боёв.

Длительность каждого в среднем растягивается на 10 минут.

Любой из генералов обладает собственной ветвью умений для прокачки талантов, точнее новых приказов.

Юниты каждого отряда наделены уникальными по отношению к другим набором навыков с десятью ступенями их улучшения.

Опыт – средство прокачки отрядов и полководцев, и тратить его лучше на развитие командира, а не его армию.

Каждая группировка должна регулярно усиливаться не только навыками, но и оружием и обмундированием.

У кого много валюты, могут приобрести рисунки на щиты и гербы на флагах.

Кроме 146 обычных отрядов в игру добавлено 16 премиум-отрядов. Их заполучите только за реальную валюту. И это не значит, что тот, кто платит, станет богом.

Воины премиум-отрядов ничем не отличаются от обычных юнитов.

Они лишь обладают какой-либо способностью, что поможет усовершенствовать или дополнит выбранный стиль ведения наступательного или защитного боя.

Прокачка и наём юнитов

На службу к императору идут еле умеющие держать в руках меч крестьяне и фермеры, клюнувшие на объявление о безбедной жизни.

Вследствие, они, закалённые в боях, как сталь в масле, дорастают до представителей императорской гвардии.

Отряды имеют десяток ступеней прокачки и нанимаются за серебро в бараках.

Здесь они сгруппированы по уровням.

При выборе уровня подчинённых учитываем прокачку генерала.

Он должен быть сопоставимым или большим, чем любой из навыков отряда, который тот пошлёт в бой.

Благодаря командирскому опыту даже слабых подчинённых можно превратить в высококлассных бойцов за десяток-второй схваток плюс улучшить их обмундирование, оружие и прочие мелочи.

Визуализация

Картинка в Total War: Arena не вызывает восхищения и немного отстаёт от времени.

Однако пастельные тона и довольно неплохо выдержанная атмосфера античности и средневековья многое перекрывает: одежда, доспехи и щиты украшены, трава и цветочки колышутся на ветру, тела покрывают собой землю, а кровь окрашивает её в соответствующий цвет.

Деревья выглядят как настоящие: множество колышущихся веток с естественной структурой.

Для скрытия огрехов анимации, моделей и армии клонов смотреть на карту и поединки с близка нельзя – камера близко не приближает.

Фракции и полководцы

Совершим краткий обзор фракций в Total War: Arena, чтобы желающие поиграть имели какое-то представление о них.

Греки

Умелые воины и лучшие защитники, которые владели немалой частью Европы и Азии в прошлом.

Отточенное в междоусобицах мастерство, однако, не помогло им объединиться перед общей угрозой.

Основа их войск – прикрытые лучниками и пращниками копейщики и конные отряды.

При правильной тактике бойцы демонстрируют высокую духовную стойкость и жажду победы.

Предводители:

  • Мальтиад – агрессивный атакующий стиль, молниеносные атаки, внезапные нападения, устрашение и психологический слом врага;
  • Македонский – мастер выстраивания тактических схем конницы и пехоты – пехота связывает бой и отвлекает недруга, а конница забирается в тыл и атакует;
  • Кинана – никто не уйдёт от конницы и стрелков Кинаны, быстрая перезарядка, перегруппировка и манёвренность позволяют подолгу преследовать и ослаблять отряды бежавших;
  • Леонид – меч, копье и щит – лучшего командира войск для рубки вблизи не сыскать среди греков.

Римляне

Прекрасные инженеры и воины, идущие в бой с хорошим настроением и верой в то, что их быстро поднявшаяся из пепла империя сотрёт врага с лица земли.

Ведут наступательный бой благодаря осадным и защитным орудиям, коннице и отличной подготовке для ведения схваток на ограниченном пространстве во время штурма.

Генералы:

  • Цезарь – знаток осадных и стрелковых механизмов, дающий хороший бонус отрядам при ведении ближнего боя;
  • Сулла – олицетворяет жестокость, хорошо держит удар и неплохо ослабляет противника на дистанции;
  • Спицион – спец в коннице и пехоте, молниеносные атаки, наносящие значительный урон быстро нагнетают обстановку, сеют хаос и снижают боевой дух врага;
  • Германик – чертовски хорош в ближнем бою, быстро и с минимальными потерями сближается с отрядами, которые вскоре будут перерублены.

Варвары

Разрозненные потомки славянских народов, обитателей Пиренеев, Альп и Балкан.

Долго оставались без внимания и присмотра греков и римлян, медленно наращивая мощь. Собрав силы, пришли в Средиземье со своими псами и лошадями.

Быстрые кони стремительно заходят в фланг, псы потрошат всех в лесах, а выносливая кавалерия изматывает затяжными боями.

Предводители:

  • Боудикка – владеет неорганизованным войском, рвётся в бой и не строит никаких тактических схем, чем часто расплачивается, но и быстро одерживает победы;
  • Верцингеториг – посеет хаос в рядах любого войска, поджигая землю перед своими отрядами и превратив её в приближающийся пылающий ад;
  • Арминий – хитрые отряды закованных в лёгкую броню солдат никогда не идут в прямые столкновения, они обходят врага с фланга и отлично разведывают ситуацию, а вступив в сражение, дерутся с яростью берсерков.

Отряды

Любая фракция состоит из одинаковых основных отрядов.

Пехотинцы

Будь это спартанцы, воины с фальксами или легионеры, они не сдадут позиции, и будут долго сдерживать неприятеля.

Также они способны связаться ближним боем и медленно продвигаться вперёд, оставляя после себя груды трупов. Легкие пехотинцы ценны в лесных боях.

Кавалерия

Быстрые лошади – наше всё. Пойти в разведку, догнать скрывающегося врага, убежать от преследования или пройти в тыл – легко выполнимая задача.

Отлично подходят для рассекречивания места дислокации противника с орудиями дальнего боя.

Осадные орудия

Основа для наступательных действий.

Воплощение инженерных мыслей в связке с деятельностью разведки приносят свой результат, уничтожая найденные структуры и боевые единицы врага при умелом обращении с машинами.

Защитные механизмы и ловушки сохранят свои войска и добьются численного превосходства над оппонентом.

Стрелки

Даже не видя противника вблизи, его можно хорошенько потрепать, нанести урон и опустить боевой дух.

Тучи стрел и болтов остановят войска недруга и позволят продвигаться, сея хаос и смерть перед наступающей пехотой.

Боевые церберы

Псы работают преимущественно из засады, нарушая строй войск, разрывая на части легко защищённых пехотинцев и нанося вред коннице.

В затяжных схватках теряют эффективность и быстро падают от стрел и болтов.

Total War: Arena мало чем похожа на остальных представителей серии и классические RTS.

Здесь не обойтись без взаимопонимания между равноправными игроками и помощи подконтрольных им войск.

Почувствуйте себя частью движущей военной силы, которая создавала и переписывала историю до появления пороха.

Когда-то давно, в детстве, я играл в стратегии и получал от этого дикое удовольствие и радость. Можно было продумывать пути обхода, хитрить и строить своих воинов в определенном порядке. Тогда никто даже не думал про мультиплеер. Мы максимум могли в то время запустить некоторые стратегии по локальной сети, максимум еще Garena помогала. Однако, прошло время и возможность играть в стратегии по сети реализована в Total War: Arena. Я поиграл некоторое время и понял, что это именно та игра, в которую хочется играть вечерами, соревноваться с другими игроками. И, конечно, я бы очень хотел посмотреть на турниры по данному проекту, так как простора для тактики и зрелищных сражений здесь предостаточно. Говорить об этом еще рано, так что давайте обсудим те возможности, что уже есть в игре, и будем двигаться дальше. Начнем с игрового процесса, который не стоит сравнивать с WoT, это совсем другая история.

Игровой процесс

После того, как вы выбрали себе персонажа и отряд, можно нажимать на кнопку поиска противников. На данный момент игра только вышла в свет, пользователей может не так много, но игру я искал максимум три минуты, обычно даже быстрее находился матч. После того, как все игроки прогрузятся, нужно занять свою точку появления. Можно даже продумать какой-то свой план атаки или защиты, но на момент начала боя это уже не будет иметь значения. Да, желательно ставить вперед мечников и прочих тяжелых солдат, а лучников сзади располагать, но это не обязательно. Ваша стратегия может быть максимально крутой, но побеждает здесь команда из десяти человек и если только все будут играть сообща, можно будет добивать врагов максимально быстро. Победить можно либо убив всех врагов, либо захватив базу противника, либо по времени - у кого больше очков по окончанию раунда (15 минут), тот и победил.

Улучшения

На протяжении всего процесса игры, вы будете улучшать своих полководцев и отряды. Это достаточно простой процесс, особых знаний или умений иметь не нужно. Есть древо развития, прямо как в танках, есть полководец с его умениями. Вы улучшаете героя, потом улучшаете параметры отрядов (покупаете новое обмундирование, оружие и так далее), после чего можно отправляться в бой. Стоит отметить, что хотя характеристики атаки, защиты и прочих моментов важны, в бою победить исключительно за счет сильной команды не получится. Вам нужно побеждать головой, а не мечом.

Тактика

Громадной проблемой любого сражения являются игроки. Это проблема любой мультиплеерной игры, ведь в той же Dota 2 можно с плохой командой попасть и проиграть даже в том случае, если у вас преимущества по всем фронтам. В данной игре все тоже очень сильно зависит от команды, только вот игроков на каждой стороне по десять человек и кооперироваться довольно сложно. Например, в одном сражении у нас была просто шикарная расстановка сил, но лучники почему-то побежали вперед, умерли, потом нанесли своим же урон (такое тоже возможно), и мы проиграли. В другом раунде расстановка была ужасная, у нас почти не было дальнего боя, но мы выиграли просто обойдя за лесом врага. От вас зависит не так много, тут нужно командой работать, а это сложно.

Итог

Мне игра понравилась, без всякого сомнения. Красивая графика, понятный и привычный интерфейс, отличная оптимизация продукта. Играешь и получаешь удовольствие, особенно если попадаешь в команду с более-менее умными ребятами. На III и выше уровне люди уже понимают что нужно делать для победы, нужно лишь слушаться или командовать самому. Отличный вариант для тех, кто в душе полководец.


Комментарии и отзывы Total War: Arena

Одним из ключевых изменений обновлённого M11 Pro стало расширение встроенной памяти до 64 ГБ с возможност...

Vivo N17 Neo оснащен NFC и совместим с платёжной системой Google Pay. С помощью данного модуля можно обме...

В комплекте с зарядным устройством поставляется адаптер с двумя разъёмами USB-выходами, один из которых и...

Эволюция жанра RTS - естественный процесс развития? И если так, то куда он заведет? Разбираемся на примере Total War: Arena.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Вот уже много лет жанр RTS находится в глубоком упадке. Прошли времена культовых Warcraft и , крупные проекты выходят не чаще двух раз в год, а главный представитель стратегий в реальном времени — StarСraft 2 — уже много лет обходится без серьёзных конкурентов.

Причин тому несколько. Классические RTS со сбором ресурсов и постройкой базы — игры достаточно сложные. Они, как правило, требуют от игрока грамотного распределения ресурсов, многозадачности, тактической подкованности на поле боя и вдобавок кучи свободного времени. Результат принятых решений зачастую видно не сразу, а многим поклонникам Age of Empires знакома ситуация, когда одна игровая партия растягивалась на несколько часов.

К тому же сам жанр долгое время почти никак не эволюционировал. Игроки участвовали в точных реконструкциях исторических сражений, погружались в фантастические вселенные любимых фильмов и книг и ввязывались в грандиозные баталии галактического масштаба. Число юнитов на поле боя исчислялось тысячами и ограничивалось лишь мощностью железа. Росли масштаб и количество действий в минуту, но общая механика RTS подчинялась отточенным алгоритмам и не менялась.

Неудивительно, что однажды стратегии в реальном времени пошли по пути упрощения, а разработчики стали добавлять в них элементы других жанров. Стоит вспомнить хотя бы tower defense и удачно выстрелившую Plants vs Zombies , которая позже выросла в собственную серию.

Ещё один пример такого смешения — MOBA-игры: этот совместивший RTS и RPG жанр родился из любительских модификаций к играм Blizzard . Карта Aeon of Strife для StarСraft задала знакомый многим формат поля боя с тремя «линиями», а пользовательская карта Defense of the Ancients (DotA) к Warcraft III: The Frozen Throne закрепила успех, дополнив механику повышением уровня героев и покупкой экипировки. Именно первая DotA собрала вокруг себя серьёзное сообщество поклонников и заложила фундамент для большинства MOBA.

Что нам стоит MOBA строить

Долгое время многопользовательские арены существовали только в виде дополнений к другим стратегиям. Но в 2009 году компания Gas Powered Games (ныне Wargaming Seattle ) выпустила первую самостоятельную представительницу жанра — Demigod . Именно в ней игрок впервые выбирал одного из десяти героев и помогал более слабым союзным отрядам под управлением ИИ (тем самым крипам) захватывать точки и разрушать базу противника. Полученный за уничтожение противников опыт повышал уровень и открывал новые способности героя, а золото за убийство вражеских полубогов шло на покупку снаряжения.

Игроку, занятому единственным персонажем, гораздо проще следить за развитием боевых действий и планировать свои шаги наперёд, не отвлекаясь на экономику и постройку сооружений. А поскольку сражения тут гораздо быстрее и динамичнее, чем в привычных стратегиях, жанр MOBA идеален для коротких сессионных игр.

Вскоре новое направление разрослось до такой степени, что лишь редкие студии могли позволить себе выпускать консервативные однопользовательские стратегии в реальном времени. Сейчас старый жанр отлично показывает себя на мобильных устройствах, а ветераны вроде Relic и The Creative Assembly время от времени радуют поклонников крупными релизами, но славные времена, когда жанр RTS доминировал на рынке, давно кончились.

В отряды сами старались занять более безопасное укрытие, будь то земляная насыпь, кирпичная стена или воронка от взрыва в чистом поле

Быстрее, меньше, интереснее

Фирменной чертой серии Total War всегда было смешение тактических боёв в реальном времени и пошагового управления страной: очень разные по механике элементы напрямую зависели друг от друга и были неразлучны на протяжении многих лет. Хотя всегда находились игроки, которым экономическая часть нравилась больше стратегической, и наоборот. Как раз для последних и предназначена Total War: Arena .

Хотите продуманные, сбалансированные бои с засадами в кукурузных полях, туманом войны и перепадами высот, но без дипломатии, сбора налогов и административной работы по управлению провинциями? Не вопрос — упростим «глобальный» геймплей до формирования отрядов и прокачки лидеров.

Не хотите тратить много времени на затянутые бои и гонять уставшую пехоту по огромным полям сражения? Пожалуйста. Карты в Arena довольно компактны, хоть и изобилуют препятствиями вроде густых лесных массивов и многочисленных сооружений, за которыми от снарядов противника можно спрятать целый отряд.

Темп игры сильно ускорился: больше не получится отвлечься на чай, пока войско наступает на вражеские шеренги. Даже «тяжёлые» пешие отряды передвигаются на удивление бодро, постоянно норовя спрятаться в складках местности, обойти с фланга и неожиданно сунуть копьё поглубже в строй зазевавшегося противника. Партии в «Арене» длятся не дольше пятнадцати минут; если за это время вражеские отряды не истреблены, а базы не захвачены, то победа засчитывается команде, в распоряжении которой осталось больше всего войск.

Несмотря на все геймплейные упрощения и ограничение в три отряда на человека, масштаб «взрослых» игр серии особо не пострадал. В нашем распоряжении, помимо стандартных юнитов вроде пехотинцев, конницы и стрелков, могут оказаться и тяжелые осадные орудия, и даже боевые псы. А число лежащих раненых солдат на поле битвы может достигать трёх тысяч — солидная цифра для условно-бесплатной сессионки.

Внутриигровые покупки, без которых не обходится ни один ftp-проект, есть и в TWA. Но здесь аналог реальной валюты не увеличивает шансы на победу: за золото можно купить скины на доспехи и щиты для отряда или особые премиальные войска, которые на поверку оказались слабее бесплатных того же уровня из-за отсутствия прокачки (скорее всего, в ОБТ это исправят).

Хотя можно немного схитрить: купить за золото ненужную боевую единицу, конвертировать солдат в свободный опыт и мгновенно повысить своему полководцу уровень, а то и не раз. Но даже в этом случае успех вам не гарантирован: чем выше ваш уровень, тем чаще встречаются более опытные соперники, за чьими плечами не купленное золото, а заработанный кровью и потом навык. А опыт, что называется, не пропьёшь. К тому же за получение определённых достижений игра сама понемногу подкидывает золото.

Введение

22 февраля стартовал открытый бета-тест онлайновой исторической стратегии . Теперь к мультиплеерным сражениям античности может присоединиться любой желающий. Продукт условно бесплатный - донат там есть, но в самом начале вы его не почувствуете. Разработка игры до сих пор продолжается, но основной костяк геймплея можно заценить уже сейчас. Мы, со своей стороны, объясним в этом гайде новичку азы игры: интерфейс, дефолтные полководцы и юниты, способы прокачки и начальные тактические советы. В общем все, что нужно знать, запуская сию франшизу.

Интерфейс и система прокачки

Он здесь достаточно простой и явно делался под влиянием . Есть закладки «Войско», где можно выбрать полководца и отряды юнитов, а также вкладка «Исследования», где оные прокачиваются. Справа находятся ресурсы: золото (донат), серебро (внутриигровая валюта) и свободный опыт (отчисляется в боях). По центру внимание привлекает кнопка «В бой», у которой пока есть два режима - битва с ботами и реальными игроками. Нижняя панель отводится чисто под утилитарные и технические моменты.

Система прокачки здесь двухуровневая. Помимо свободного опыта отдельный экспириенс идет генералу и юнитам. И если первому он нужен для повышения уровня и новых навыков, то для последних существует замысловатое дерево улучшений, на которые тратится не только XP, но и серебро. Например: чтобы прокачаться от педитов (I уровень) до милитиа (II уровень), нужно будет последовательно разблокировать улучшенные мечи и шлемы.

Выбор полководца и фракции

При старте игры от вас потребуют определится с полководцем, а значит и с фракцией. Доступных военачальников всего три:

Германик (Римская империя)

Разноплановый генерал, специализирующийся на ближнем бое и пехоте. Советуем его новичкам, так как он позволит разобраться с основным юнитом игры - мечниками. После этого можно спокойно изучать остальные типы войск.

Навыки : натиск тяжелой пехоты (кратковременный мощный натиск, наиболее эффективен для штурмовой пехоты); черепаха (солдаты перестраиваются и накрываются щитами, снижая эффект от фронтальных обстрелов, попутно теряя в скорости); возмездие (воины, видя растущие потери врага в бою, начинают проявлять чудеса ловкости и отваги).

Стартовые юниты : педиты (мечники) и тироны (метатели дротиков).

Кинана (Греция)

Эта женщина предпочитает дистанционный бой, давая под управления игрока первоуровневых лучников. Очень хорошо подойдет для разведки, поддержки и обороны.

Навыки : стремительное наступление (отряд сосредотачивается на маневренности, увеличивая скорость передвижения); преследование (указанный вражеский отряд виден даже когда покинет зону обзора); ливень стрел (увеличивает темп стрельбы).

Стартовые юниты : микенские гоплиты (копейщики) и микенские лучники.

Арминий (Варвары)

Под началом этого полководца имеются легкобронированные и быстрые юниты - пехота и кавалерия. Именно из-за конницы его и выбирают в первые бои, чтобы устраивать рейды по тылам противника, вырезая лучников и захватывая базы.

Навыки : разбег (скорость растет с каждым шагом, но при остановке эффект сбрасывается); неистовство (солдат охватывает дикая жажда крови), маскировка (выбранный отряд прикидывается противником).

Стартовые юниты : племенные воины (мечники) и всадники (конница с копьями).

Понятное дело, что это не полный набор фракционных генералов, но остальные становятся доступны только после доната, в том числи и такие знаменитые, как Боуддика и Гай Юлий Цезарь. Как и новая фракция на ОБТ - Карфаген. Каждый полководец имеет свою ветку прокачиваемых навыков и с новым уровнем ему открываются все более совершенные юниты. Но об этом лучше поговорить в отдельном гайде.

Запуск боя и расстановка

После того, как вы определились с фракцией и полководцем, начинается набор юнитов в вашу мини-армию. Она действительно «мини», так как максимальное количество отрядов в ней всего три. Поcему особо не разгуляешься. Но и играть вы будете в команде из десяти человек, отсюда имеет смысл делать свое подразделение специализированным. Определившись со стартовым сетапом, нажимаете «В бой!». Для начала рекомендуем PvE-битвы с ботами, где вы сможете прокачать своих стартовых юнитов до топового состояния, и только потом переходите к зарубам с живыми игроками.

Далее открывается тактический интерфейс, где выбирается диспозиция ваших отрядов на карте боя. Советую внимательно подойти к изучению местности, чтобы не оказаться одному против превосходящего врага в невыгодном положении. В идеале - все тиммейты должны быть вашими друзьями и желательно висеть на тимспике. Только так можно обеспечить более менее приемлемый уровень координации в битве. Однако, это утопия. Максимум что вы сможете - на этом же экране специальными инструментами нарисовать план атаки и расставить метки. Но будут ли вас слушать? Риторический вопрос. Поэтому просто действуйте по ситуации.

Битва и управление

Управление войсками в «Арене» достаточно интуитивно и знакомое не только поклонникам серии, но и любителям стратегий в принципе. Выделяем войска рамочкой и бросаем в бой. Цифрами 1, 2 и 3 выбираем соответствующий отряд, Ctrl + A - выделение всех отрядов. WASD - перемещаться по карте, Q и E - поворачивать камеру, пробел - центрировать на свои войска. Если зажать ПКМ, то можно задать разворот отрядов в точке прибытия. На удерживаемом Shift можно прописать маршрут движения по чекпоинтам, для сложных маневров.

Непосредственно на карте боя необходимо знать следующее. Во-первых - типы местности. Ваши войска будут передвигаться с неодинаковой скоростью по различным типам грунтов, в лесу и на дороге. Особенно критична потеря скорости для конницы, поэтому следите за маршрутом. В гору динамика тоже будет проседать, а если бежать с нее - наоборот. Во-вторых - обзор. Каждый юнит имеет свой радиус обзора, при этом учитываются препятствия, высота, род войск и куча других факторов. Понятное дело, что в лесу видимость кратно снижается и именно там лучше устраивать засаду. На карте есть точки со значком глаза - с них открывается самый лучший обзор.

Союзные и вражеские юниты имеют множество характеристик, но мы остановимся на двух самых важных. Над иконкой отряда имеются две полосы - белая и голубая (красная у врага). Голубая - указывает численность солдат. Если она кончилась, подразделение считается уничтоженным. Белая отвечает за стойкость и мораль. Как только она упадет до нуля, воины побегут сломя голову и только впоследствии оправятся. Боевой дух рушится с удвоенной скоростью, когда вас атакуют с фланга и тыла. Внимательно следите за этими параметрами в ходе боя.

Несмотря на то, что Total War: Arena - стратегия, это довольно динамичная игра. Первые столкновения начинаются уже в первые минуты. Поэтому здесь приходится принимать быстрые тактические решения в режиме реального времени, без возможности поставить на паузу и обдумать шаги.

Для начала надо грамотно подойти к комплектации своих отрядов и четко понимать свое место на поле боя. Весь принцип действий и противодействий укладывается в «камень - ножницы - бумага». Конница бьет лучников, лучники выкашивают пехоту, пехота стреноживает конницу. При этом не обязательно набирать однотипные войска. Например, не стоит брать сразу трех лучников. Потому что в определенный момент вас оставят один на один с конницей со вполне предсказуемым результатом. Отсюда на два отряда стрелков нужно иметь один полк гоплитов-копейщиков, чтобы прикрыть в критической ситуации.

Пехотой ломаем ботов

В зависимости от оборонительной и наступательной тактики выбирайте либо копейщиков, либо мечников. Перекрыть фалангой стратегически важное ущелье - милое дело. Но сидеть в обороне тоже не всегда верно. Пока вы кукуете на одном фланге и бездействуете, противник концентрирует все силы на другом и перемалывает союзников. А так как понятия усталости тут не существует, то вскоре превосходящие силы наведаются и к вам. Вообще основа тактики должна укладываться в простую схему - постарайтесь сковать на себе как можно больше отрядов противника, в надежде, что сокомандники не будут тупить и завоюют победу.

Для этого нужно постоянно глядеть на миникарту, чтобы быть в курсе передвижений вражеских подразделений. Направление главного удара определить достаточно просто - куча отрядов, мечников и копейщиков, идут плотным строем под прикрытием стрелков. Спешите туда и попробуйте ударить во фланг. Если ваша позиция на острие такой атаки и войскам грозит бесполезная смерть, лучше всего отступить к союзникам - это принесет команде больше пользы. Не брезгуйте тактическими отступлениями и перегруппировками, упертость в этой игре не ценится.

Самый опасный враг в «Арене» - собственный союзник. И не только потому, что часто тупит. В этой игре есть «френдли фаер», а значит придется следить за своими войсками, чтобы они не наносили ущерб сокомандникам. Особенно это касается лучников. Как только пехотинцы схлестнулись в рукопашной битве, ливень стрел лучше обрушивать в другое место, без риска задеть союзников. Либо поменять позицию, чтобы стрелять больше по врагу, нежели через спины своих. У гоплитов есть режим фаланги, когда они ощетиниваются копьями. Так вот - любой проход через их строй наносит опредленный урон, в том числе друзьям. Не забывайте отключаться его на марше, иначе переколете половину своей команды.

Рискованные маневры кавалерией

Старайтесь не перемещаться плотными компактными массами. Попадете под обстрел, особенно катапультный, мало не покажется! Разводите отряды в стороны и наступайте широким фронтом. Так будет проще охватывать фланги зазевавшихся отрядов противника. Двигаться лучше по местности, которая дает максимальное прикрытие и маскировку: овраги, леса, высокая трава. Так вас не только не обнаружат раньше времени, но и не смогут нанести серьезный дистанционный урон.

Не атакуйте базу противника! В одиночку вы ее, скорее всего, не захватите. К тому же рядом с базой всегда пасутся засадники, которые любят гоп-стопить подобных авантюристов. Пока будете разбираться с АФК-шниками, подойдут и ударят в тыл. Лучше отлавливать вражеские отряды по всей карте, постепенно перемалывая счет в свою пользу. Ведь даже если время истечет, то победу припишут той команде, которая уничтожила больше войск оппонента.

Итог

Несмотря на достаточно странный сеттинг начать играть в Total War: Arena очень просто. И это хорошо, ведь качественный продукт отличает низкий порог вхождения и постепенно открывающаяся глубина геймплея впоследствии. К тому же именно сейчас самый удобный момент засесть за игру, так как вместе с вами придут множество других новичков и опытные полководцы в песочнице встречаться будут редко. Мы поэтапно раскроем все нюансы этой замечательной игры в тематических гайдах, если проявится ваш интерес к этой теме. А пока - вперед, побеждать таких же профанов!